В учреждении образования функционирует пункт коррекционно-педагогической помощи. Организация и оказание коррекционно-педагогической помощи в пункте осуществляется в соответствии с нормативными правовыми документами.
Основной целью деятельности пункта в дошкольном учреждении является оказание коррекционной помощи детям, которые имеют стойкие или временные трудности в освоении учебной программы дошкольного образования.
Задачами ПКПП являются:
1) Изучение особенностей психофизического развития воспитанников с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
2) Исправление или ослабление индивидуальных нарушений развития;
3) Формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения воспитанниками требований образовательного стандарта дошкольного образования;
4) Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у воспитанников.
Зачисление детей в ПКПП
Зачисление воспитанников в пункт коррекционной педагогической помощи (ПКПП) для занятий с учителем-дефектологом осуществляется в соответствии с Положением о пункте коррекционно-педагогической помощи на основании:
1) Заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР)
2) Заявление законного представителя воспитанника.
Заключение ЦКРОиР выдается после прохождения медико-психолого-педагогической комиссии, которая может проходить в учреждении образования («выездная» комиссия) или в ЦКРОиР. Для прохождения комиссии необходимы следующие документы:
В марте-апреле каждого года проводится первичное обследование детей для выявления детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи в следующем учебном году.
В ПКПП могут быть зачислены дети, достигшие на момент 1 сентября текущего учебного года возраста 4,5 лет.
В ПКПП зачисляются дети с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, а именно:
Различные варианты общего недоразвития речи при наличии II, III уровней речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и не являются показанием к приёму в ПКПП
Адрес:212033, Республика Беларусь, г. Могилев, Днепровский б-р, 16
Контактные телефоны: +375-222-74-24-96, +375-222-74-40-45
E-mail:mgckroir1@yandex.by Сайт: http://ckro.of.by/
Государственное учреждение образования «Могилёвский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее-ЦКРОиР) является специальным учреждением образования. В ЦКРОиР обучаются и получают помощь дети с тяжелыми множественными нарушениями, которые зачислены на образовательный процесс в специальные классы, дети в возрасте до трех лет с ОПФР получает раннюю комплексную помощь, коррекционно-педагогическую помощь.
ЦКРОиР осуществляет:
диагностическую деятельность;
ведет банк данных о детях с особенностями психофизического развития;
координирует деятельность в сфере специального образования на территории г. Могилева;
осуществляет межведомственное взаимодействие с учреждениями здравоохранения;
проводит скрининговую диагностику детей и консультации для родителей.
С детьми работают:
учителя специальных классов, воспитатели
учителя-дефектологи, сурдопедагог
педагоги-психологи, педагог социальный
музыкальный руководитель
инструктор-методист по адаптивной физической культуре
медицинская сестра
врач-специалист (психиатр)
ЦКРОиР ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ:
Отделы по образованию администраций Октябрьского и Ленинского районов г. Могилева
Комитет по труду и социальной защите Могилевского горисполкома
УЗ «Могилевская центральная поликлиника»
МГУ им. А.А. Кулешова
Учреждения дошкольного и общего среднего образования
Территориальные центры социального обслуживания населения
Учреждения здравоохранения (детские поликлиники г. Могилева)
Центр медицинской реабилитации детей-инвалидов с поражением ЦНС и опорно-двигательного аппарата
УЗ «Могилевский специализированный Дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»
УЗ «Могилевская детская областная больница»
Могилевский городской центр раннего вмешательства «Радуга надежд»
Могилёвское областное отделение РОО «Белорусский детский фонд»
Общественные организации и предприятия г. Могилева
Фонематический слух представляет собой УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ, что является ОСНОВОЙ для понимания смысла сказанного. При несформированности фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису».
Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.
Чем чревато несовершенство фонематического слуха? Прежде всего, проблемами с письмом, а в дальнейшем с русским языком. Детям с неразвитым фонематическим слухом ставят диагноз АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ. Какие ошибки допускаются такими детьми при письме:
— замены и пропуски букв («шабака», «скаф», «возращался»);
— слитное написание предлогов («втрех шагах…», «понебу…»);
— написание лишних слогов или их пропуски («слеледы», «потенце»);
— не дописываются окончания слов;
Правильное восприятие звуков возникает не сразу. Это результат постепенного развития.
Возрастные нормы развития фонематического слуха
Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.
На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
На третьем году жизни – появляется возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух (б-п; в-ф; с-з; д-т и т. д., что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.
Итак, развитый фонематический слух позволяет:
Как правильно развивать фонематический слух
Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая и узнавая природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.
Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки.
Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты.
Игры для развития фонематического слуха:
«Узнай, что звучит» Ставить детям неречевые звуки, дети должны узнать, что звучит.
- скрип двери
- звук разрывания бумаги
- зажигание спички
- звук открытия бутылки
- звук принтера
- набор номера со старого телефона
-звук фена
2 этап – развитие речевых звуков. Здесь предлагается множество интересных и увлекательных игр и упражнений.
Предлагаю игры на развитие фонематического восприятия. Примерно 5-6 игр разного характера.
Игра "Правильно-неправильно".
1 вариант. Показывать ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Пример: Пагон, багон, Вагон, дагон и т. д.
2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.
Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван.
Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.
Игра «Слушай и выбирай».
Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:
рак, лак, мак, бак
сок, сук
дом, ком, лом, сом
коза, коса
лужи, лыжи
мишка, мышка, миска
Называете 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»
Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».
Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.
Игра «Найди место звука в слове».
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Оборудование. Карточки со схемами расположения места звука в словах.
Ход игры: Каждый ребенок получает карточку. Показывать картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.
Игра «Придумать слова с заданными звуками»1. Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука.
Посетителей онлайн – 153
пользователей – 0
гостей – 89
ботов – 64
Максимальное количество посещений было – 2025-04-23
всего посетителей – 275
пользователей – 1
гостей – 58
ботов – 216